Третейский суд — спор о признании права собственности

Вопрос: Вправе ли третейский суд пересматривать спор о признании собственности на недвижимое имущество?

Ответ: Поставленный вопрос не имеет однозначного ответа. В практике судов господствует позиция, Соответственно которой рассмотрение третейским судом такого спора и признание им собственности на недвижимое имущество незаконно.

Обоснование: Согласно с п. 2 ст. 1 закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ О третейских судах в РФ (потом Закон о третейских судах) третейским судом разрешается спор, вытекающий из гражданских правоотношений.

В РФ право собственности на недвижимое имущество появляется на базе гражданских правоотношений и подлежит гос регистрации в ЕГРП, а в отдельных случаях происхождение такого права конкретно зависит от момента его гос регистрации (см., к примеру, ст. 219 ГК России).

Госрегистрация права является публично-юридической процедурой, потому, что ввиду п. 1 ст. 2 закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ О гос регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (потом Закон о гос регистрации прав) представляет собой подтверждения и юридический акт признания страной происхождения, ограничения (обременения), перехода либо завершения прав на недвижимое имущество.

Так, разрешение частноправового спора о праве собственности на недвижимое имущество предполагает проведение публично-юридической процедуры гос регистрации права на это имущество.

В практике судов существует позиция, Соответственно которой признание третейским судом собственности на объект недвижимым имущества либо изменение его титула незаконно и нарушает принципиальные правила российского права, потому, что спор о праве собственности на имущество, подлежащее гос регистрации, практически носит публично-юридический темперамент (Определения ВАС РФ от 15.06.2009 N ВАС-5520/09, от 28.05.2008 N 5520/08, Распоряжения ФАС Дальневосточного округа от 22.06.2010 N Ф03-3060/2010, от 01.03.2010 N Ф03-388/2010, ФАС Столичного округа от 20.10.2009 N КГ-А40/10854-09-П, ФАС Поволжского округа от 27.05.2008 по делу N А06-6715/07-20, ФАС Северо-Западного округа от 27.05.2010 по делу N А42-345/2010, от 01.11.2008 по делу N А42-6948/2007, ФАС Центрального округа от 27.10.2006 по делу N А62-2006/2006, Определение Нижегородского облсуда от 17.06.2008 по делу N 33-3064).

Кроме того судами отмечается, что на рассмотрение третейского суда не могут быть переданы споры о понуждении публичного субъекта органа власти совершить юридически значимые публичные деяния, потому, что споры, передаваемые на разрешение третейского суда, могут носить только личный темперамент. Госрегистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является функцией намерено сделанного национального органа (сейчас таковым является Росреестр). Следовательно, спор о праве собственности на недвижимое имущество не может быть предметом третейского разбирательства (Распоряжение ФАС Уральского округа от 10.12.2009 N Ф09-10016/09-С5).

Суды, придерживающиеся данной позиции, руководствуются п. 27 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 96 Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о приведении и признании в выполнение решений зарубежных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче аккуратных страниц на принудительное выполнение решений третейских судов (потом информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 96). Указанный пункт устанавливает, что арб суд обязан отказать в удовлетворении заявления о выдаче аккуратного страницы на принудительное выполнение решения третейского суда, которое обязывает регистрационный орган зарегистрировать собственность на недвижимое имущество за стороной третейского разбирательства, поскольку вопросы публично-юридического характера (регистрация недвижимым имущества) не могут быть предметом рассмотрения в третейском суде.

Приведенная позиция преобладает в практике судов.

Противоположная позиция отражена в Распоряжении Президиума ВАС РФ от 12.05.2009 N 17373/08 по делу N А06-470/2008-9. Соответственно данной позиции п. 27 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 96 не охватывает обстановку, когда решение третейского суда о признании собственности на недвижимое имущество не содержит положений, обязывающих произвести гос регистрацию собственности на это имущество.

Но нужно подчернуть, что в одном из Определений ВАС РФ (от 19.07.2010 N ВАС-9425/10 по делу N А07-26449/2009) юридическая позиция, изложенная в упомянутом Распоряжении Президиума ВАС РФ, была истолкована следующим образом: споры о признании собственности на объекты недвижимости не могут рассматриваться третейскими судами.

Так, вопрос легальности разрешения споров о праве собственности на недвижимое имущество третейским судом не разрешен даже на уровне ВАС РФ.

Кроме того нельзя не обратить всеобщее внимание, что наименование ст. 28 Закона о гос регистрации прав звучит как госрегистрация прав на недвижимое имущество, установленных «судебным вердиктом», арбитражного суда либо третейского суда.

Одновременно с этим согласно с п. 1 ст. 17 данного Закона о гос регистрации прав основанием для гос регистрации наличия, происхождения, завершения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в абсолютно законную силу судебные акты, а Соответственно ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ О судебной совокупности РФ третейские суды не входят в судебную совокупность РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *